Ремонт и строительство дома
HomeMaking.ruСделай домашней страницей!Добавь в закладки!

Разделы
Главная
1 000 мелочей
Балконы и лоджии
Библиотека
Внутренние конструкции
Выставки
Гороскоп
Двери и перегородки
Дизайнеры
Дом
Журналы
Забор и ворота
Инструменты
Интерьер
Кровля
Кухня
Ландшафт
Лестница
Мебель
Новости
Обустрой быт
Окна
Отделочные материалы
Печи и камины
Подвал и фундамент
Пол
Потолок
Растения
Ремонт
Санузел и канализация
Сделай сам
Системы безопасности
Системы изоляции
Системы кондиционирования и вентиляции
Стены
Строительные материалы
Сундучок
Техника
Царство света

Открытки
Сонник
Новый год 2011

  

Вдохни душу в свой дом


Тема: Сундучок
Золотное и лицевое шитье Мы все больше привыкаем к предметам и домам из стекла, пластика и металла с правильными формами, но холодноватой душой. Не от того ли и в отношениях между людьми все меньше тепла и доброты... Может, стоит что-то изменить? Попробовать окружить себя не только вещами, но и Искусством! Шитье — один из древнейших видов творчества. На протяжении многих столетий русские женщины всех возрастов и сословий вышивали одежду и украшали с помощью вышивки жилище.

В этой статье речь пойдет о золотном и лицевом шитье. В музеях, где выставлены иконы или старинные предметы, украшенные золотным и лицевым шитьем, нередко можно услышать вздохи посетителей о том, что теперь ничего подобного никто делать не умеет. К счастью, это не так. Традиции не утеряны, а бережно сохранены. Конечно, людей, способных создавать подобные шедевры, не может быть много (редко кто в наш скоростной век готов работать над одной вышивкой по нескольку месяцев, а иногда и лет!), но они есть. Очевидно, что золотное и лицевое шитье — это не просто ремесло, но в большей мере духовный труд!

Парадный костюм императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I), 1820-е гг. Золотом вышивали и вышивают как предметы церковного назначения (иконы, хоругви, плащаницы), так и сугубо светские.

Металлическая нить использовалась в украшении и мужских, и женских костюмов Металлическая нить использовалась в украшении и мужских, и женских костюмов. В этой связи нельзя не упомянуть о великолепных образцах русского придворного костюма XVIII—XIX вв. из собрания Государственного Эрмитажа. Сегодня также делают очень красивые вышитые вечерние сумочки и бумажники, различные сувениры и украшения.

Прекрасные вышитые панно и картины способны оживить любой интерьер, вдохнув в него душу. Это направление искусства имеет поклонников не только в России, но и во многих западных странах. В частности, в Великобритании замечательные картины вышивают золотом Сильвия Дринкуотер и Анжела Томпсон.

Естественно, и в России есть несколько десятков мастериц, создающих произведения самого высокого класса. Среди них: Морева Ольга — член Международной федерации художников IFA ЮНЕСКО, преподает шитье Древней Руси в Государственной Академии славянской культуры, Комиссарова Нина Александровна — лауреат Всероссийского конкурса «Русь мастеровая», инокиня Агния (Цепко) — член Творческого Союза художников России, и др.

Немного истории

Золото — один из первых металлов, которые открыли и научились обрабатывать люди. Его всегда ценили за красоту и ковкость. С золотом связано множество легенд и мифов. Достаточно вспомнить античный сюжет о веретене Елены Троянской и миф о золотом руне. Первые золотые нити делали из расплющенного золота, которое нарезали тончайшими полосками.

Икона «Богоматерь Казанская» работы Т. А. Милеевой Как и многие другие искусства, вышивка золотом пришла с Востока. Правда, в древности одежда была скорее выткана из золотых нитей, чем вышита ими. Об этом говорят находки археологов, имеющие отношение к погребениям знати. Например, императрица Онориос, чья гробница датируется IV в. до н.э., была обряжена в саван из золота, весящий 16 кг!

Принято считать, что на Русь золотное и лицевое шитье пришло из Византии вместе с православием примерно 1000 лет назад, во времена правления киевского князя Владимира.

Расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Наибольшее количество произведений сохранилось от XV—XVII вв. Лицевое шитье использовалось в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (одежда священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и др.), в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали воинов в дальних походах (шитые иконостасы).

Мастерские художественного шитья назывались «светлицы». В них работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы.

Голова ацтека работы Сильвии Дринкуотер Со временем сюжеты и техника шитья менялись и развивались. В немногочисленных сохранившихся до наших дней произведениях шитья XV в. главенствует так называемое лицевое шитье, когда шелковыми нитями локальных цветов плоскости изображения «застилали», как красками в живописи. Иногда использовался шелк одного цвета, но разных тонов. Золотное шитье в прикреп тогда встречалось очень редко, орнаментальные композиции были скромны, служа лишь для подчеркивания и выделения лицевых изображений. В XVI в. усиливается декоративность, все чаще применяются золотые и серебряные нити, украшение жемчугом и драгоценными камнями, усложняется орнаментальное обрамление произведений. Многие образцы шитья этого периода воспринимаются уже не только как живописное полотно, но и как декоративные и драгоценные вещи. Среди наиболее заметных можно назвать работы, созданные в мастерских князей Старицких и царицы Анастасии Романовны (первой супруги Ивана Грозного).

В XVII в. техника шитья золотыми и серебряными нитями в прикреп была доведена до совершенства (мастерские Строгановых). Стиль шитья становится все более графичным, обильно применяются драгоценные камни, дробницы — небольшие золотые пластинки с изображением святых. Шелк используется только для шитья ликов и в качестве прикрепа для золотой нити.

Широко известен своими золотошвеями город Торжок. Вышивальный промысел сложился здесь на основе местной традиции, уходящей корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил на рубеже XVIII—XIX вв. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. Им неоднократно заказывалось парадное платье для членов императорского дома, например для Екатерины II и Александра II.

Особенности шитья

Лицевым шитьем принято называть вышивку разноцветными шелками изображений святых, библейских и евангельских сюжетов. Золотным шитьем называется декоративно-орнаментальная вышивка золотой или серебряной нитью. Под золотными работами также подразумевается любая вышивка металлическими нитями, блестками, золотым бисером.

Если заглянуть в словарь изографа, то там можно найти следующие определения: «Золотное шитье — особый способ украшения ткани вышивкой: изображение получают закреплением на поверхности ткани нитей в виде плоских золотых и серебряных проволочек (называемых волоченой нитью), а также закреплением на поверхности ткани льняных или шелковых нитей, обвитых волоченой («золотной», «пряденой») нитью.

Жук работы Анжелы Томпсон Шитье лицевое — один из видов иконописания, исполняемый цветными нитками по ткани (шелковому атласу, камке) и воспроизводящий образ святого, двунадесятые праздники и страстные. Кроме шелка в шитье лицевом используются нити из золота и серебра, жемчуг, драгоценные камни в кастах и т.п.»

Постепенно, из-за дороговизны золотой нити, на смену ей пришла нить позолоченная (3—10% золота), а в последние годы появилась и нить из искусственных материалов.

В золотном шитье наряду с золотом и серебром очень широко применяется жемчуг. Наиболее древнее упоминание о шитье жемчугом относится еще к X в. Для золотного шитья использовалась и используется в настоящее время нить различных сортов: пряденая, волоченая, сканая, бить, канитель, трунцал. Все эти нити бывают различных оттенков золота или серебра, разной толщины и формы сечения (как, например, канитель).

Шитье в прикреп

Парадный костюм императора Петра I, 1720-е гг. Золотая нить накладывается на ткань плотными параллельными рядами и крепится к ней поперечными стежками (они называются прикрепами) шелковой нитью.

В зависимости от поставленной задачи прикрепы могут делаться либо яркой, контрастной нитью, либо в тон золотой или серебряной. В первом случае шов прикрепа ярко выражен, мало того, его контрастный цвет дает отсвет на золотую нить и она принимает оттенок прикрепа.

Шитье по карте

Применяется в основном для вышивания растительных и геометрических орнаментов, а также букв. Из картона, кожи или бересты вырезают отдельные элементы узора или буквы. Их крепят на ткань и обшивают поверх золотой нитью в прикреп.

Канитель

Свитая в тугую спираль проволочка используется не только для обводки контура узора, но и как основной материал для выполнения орнамента. Канителью, как и золотой нитью, можно шить прямо по ткани, по настилу и по карте. Очень хорошо шитье канителью сочетается с шитьем жемчугом, блестками. Нить для пришивания канители используют ту же, что и для прикрепов. Канитель нарезают на кусочки необходимой длины (согласно рисунку), которые захватывают на иглу, как бусину, и пришивают к ткани. Как и нить, канитель бывает золотая и серебряная.

С произведениями древнего искусства шитья, как старинными, так и современными, можно познакомиться в Оружейной палате Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой лавре, в музее Текстильного института в Москве, в других музеях.

Хочется надеяться, что, прочитав эту статью, вы обратите более пристальное внимание на это интереснейшее направление искусства, имеющее многовековую историю.

Леонид Милеев

Источник: Ваш Дом

Оценить эту статью:          

 

Copyright © 2004-2016 HomeMaking.ru, Связаться с нами.
Рекламное агентство AdShop.ru, размещение рекламы
Хостинг